ПОДГОТОВКА УЧЕНИЧЕСКОГО ПОРТФЕЛЯ К УРОКУ МАТЕМАТИКИ
Для успешной работы учителя на уроке ученики должны быть снабжены необходимым оборудованием для уроков математики, необходимо приобрести специальные чертежные инструменты. На каждом уроке у каждого ученика на парте должны лежать: линейка, простой карандаш, транспортир, циркуль.
Каждый ребенок в классе старается выполнить работу аккуратно и сдать учителю красиво оформленный чертеж, поэтому многие пользуются ластиками, но не у каждого он есть, и эффективность урока от этого снижается. Обеспечьте своего ребенка индивидуальным оборудованием, и успехи в знаниях у него повысятся.
В последнее время ученики стали пользоваться корректором для исправления ошибок. Однако наличие корректора не у всех учеников создает проблему в организации учебного процесса, ученики начинают просить корректор у своего одноклассника, что в свою очередь отвлекает уже не одного ученика от главных задач урока. Учитель на родительском собрании должен определиться с родителями: либо все приобретают корректоры, либо никто, либо обеспечить этим кабинет математики настолько, чтобы можно было беспрепятственно вести урок
Кроме обязательных инструментов иногда требуются дополнительные средства обучения. Например, в 7 классе при изучении темы "Функция" необходимо наличие миллиметровой бумаги. Построение графиков функции, осуществляемое на миллиметровой бумаге, формирует отличные графические навыки, приучает к точным и грамотным результатам, помогает ученикам лучше определять значения функции и аргумента.
Кроме этого, ученики 9 класса изготавливают трафареты, по которым строят параболу, учатся преобразованию графиков. Трафареты треугольников мы изготавливаем при изучении" Признаков равенства треугольников".
К урокам геометрии обязательным требованием является наличие у каждого ученика на уроке циркуля, чертежного треугольника с прямым углом и транспортира. Целая тема в геометрии 7 класса посвящена изучению задач на построение. Если ребенок пришел в класс не готовым практически, то для него он проходит впустую, просто этот ребенок срывает урок. Он сам ничему не научится и помешает усвоить материал своему соседу по парте и остальному классу.
Очень важно для эффективности обучения математики, чтобы ученик был готов к уроку и практически и теоретически.
КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ДОМАШНЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Выполнять домашнюю работу по математике ребенок должен самостоятельно. Роль родителей заключается лишь в том, чтобы проверить выполненное задание. Если ученик не справился с решением примера, помогите ему найти правило для повторения, приведите подобные примеры, а затем дайте возможность ему самому найти ошибку и исправить ее. Конечно, для этого потребуется много времени и терпения, но ведь наша задача в том и состоит, чтобы приучить ребенка добывать знания самому, а не получать готовые.
В последнее время в продаже появились" Готовые домашние задания по предметам". Однако никакую пользу, как показывает опыт, они не приносят в обучении, а если эта книга попадает в руки нерадивого ученика, то он и вовсе перестает учиться. Ведь задача этих книг состоит в том, чтобы помочь родителям проверить выполнение учащимися домашнего задания, понять, как их ребенок усваивает ту или иную тему. Поэтому это должна быть настольная книга родителей, а не учеников. А для школьника наиболее полезным будет, если он будет пользоваться справочниками, таблицами, дополнительной познавательной литературой по предмету.
Как часто ученик, не прилагая усилий к решению задачи, торопиться быстрее сделать домашнее задание, идет наиболее простым путем: он обращается к своему однокласснику по телефону и просит, чтобы тот продиктовал ему решение. Ведь по телефону ученик не может дать консультацию. И поэтому просто диктует ему то решение, которое сделал сам. Лучше бы родители осуществили связь с учкомом класса, который помог бы преодолеть трудности в усвоении темы, а не просто формально бы давал списывать готовое решение.
Большую помощь в выполнении домашнего задания оказал бы анализ классной работы вашего ребенка, ведь часть домашней работы оказывается аналогичной той, что ребята выполняют в классе. Если учитель задал задачу повышенной трудности, то пусть ваш ребенок представит свой способ решения, а потом проверит в классе, а вы поинтересуйтесь, каковы у него успехи в решении этого задания. Если у него все правильно - это будет стимулировать его в дальнейшем развитии, если у него не получилось, помогите ему найти подходящее правило и потренируйте на выполнение подобных заданий, ни в коем случае не осмеивая и ни в чем не обвиняя своего ребенка. Поддержите его в этом случае и дайте понять, что все у него еще получится.
На уроках математики дети учатся не только решать задачи, но и осваивают следующие приемы: учатся работать с учебником, составлять план ответа, делать грамотные записи в тетради и графические работы. Этому их обучает учитель. Задача родителей продолжить формирование общеучебных умений дома. А потому дети должны правильно организовать выполнение домашней работы.
Организация домашней работы по математике:
1) ознакомиться с заданием;
2) вспомнить, что изучали на уроке, просмотреть записи в тетради;
3) прочитать и усвоить материал учебника;
4) выполнить письменные задания;
5) составить план ответа для устных заданий.
Выполнение письменной работы:
1) прочитать задания, изучить их;
2) продумать, какие правила и приемы следует применить для их выполнения, пользуясь, если нужно, предыдущей письменной работой, общими и частными приемами решения задач;
3) если нужно, выполнить задания полностью или частично на черновике;
4) проверить тем или иным способом решение задач;
5) записать выполненные задания в тетрадь, соблюдая правила ведения тетради по математике.
Прием усвоения теоремы:
1) прочитать теорему по учебнику или по тетради;
2) усвоить содержание теоремы;
3) выучить формулировку теоремы;
4) рассмотреть (если есть) чертеж, усвоить его;
5) прочитать доказательство, обосновывая каждый этап, следя по чертежу;
6) повторить доказательство;
7) сделать свой чертеж;
8) доказать с его помощью теорему самостоятельно;
9) если нужно, проверить себя, прочитав доказательство еще раз;
10) попробовать найти другой способ доказательства.
Родители в состоянии проконтролировать усвоение теоремы по учебнику.
Контроль родителей за усвоением теоремы учеником:
1) проверить, правильно ли усвоена им формулировка теоремы;
2) дать возможность ребенку доказать теорему самостоятельно, используя чертеж;
3) проверить, правильно ли использованы при доказательстве известные определения и предложения;
4) проверить правильность выполнения чертежа;
5) проверить ход доказательства;
6) проверить, удалось ли достичь цели.
Общий прием контроля за решением задачи:
1) проверить правильность записи условия;
2) проверить ход решения, правильно ли использован прием решения;
3) проверить правильность записей и чертежей;
4) проверить вычисления;
5) исследовать решения, рассмотреть частные случаи;
6) рассказать кратко ход решения задачи;
7) в последнем итоге проверить решение у одноклассника.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1. Подготовьте ребенка практически к уроку математики. На уроке он должен иметь на рабочем столе:
а) учебник;
б) рабочую тетрадь;
в) ручку;
г) линейку;
д) простой карандаш;
е) транспортир;
ж) циркуль;
з) ластик.
2. Организуйте контроль за выполнением письменного домашнего задания по математике:
- Не решайте сами задачи или примеры за своего ребенка;
- Не покупайте "готовых домашних заданий";
- Осуществляйте связь с учкомом класса, если ваш ребенок заболел, или у него появились трудности в усвоении темы;
- Просматривайте классную работу своего ребенка, будьте в центре внимания вопросов, изучаемых вашим ребенком по предмету;
- Проследите за тем, чтобы ребенок начинал выполнять домашнюю работу по математике с изучения теоретических вопросов, правил и формул;
- Приучайте детей выполнять всю домашнюю работу не спеша и аккуратно.
3. Посещайте постоянно родительские собрания, приходите на беседу к учителю математики.