Для того чтобы
воспитание было успешным, классному руководителю необходимо его строить на
основе объективных сведений о школьниках и детском коллективе. Говоря словами
К.Д. Ушинского, чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во
всех отношениях.
Неоценимую
помощь в этом учителю оказывает психолого-педагогическая диагностика личности
учащегося и коллектива.
Используя диагностические методики, классному руководителю следует иметь в
виду:
1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
2. Проводя психолого-педагогическую диагностику личности учащегося и
коллектива, учитель руководствуется принципом «не навреди». Результаты
исследования не могут обсуждаться с людьми, не имеющими отношения к делам
учащихся и класса.
3. Результаты психолого-педагогической диагностики являются основанием для
корректирования и планирования воспитательной деятельности классного
руководителя.
Изучение воспитанности школьников
Анкета «Какие качества я в себе воспитал?»
Цель: определить изменения,
происшедшие в личности школьника в течение учебного года.
I. Учащемуся
необходимо ответить на вопросы и ответить, какие качества у него появились
(поставить знак «+»), а какие качества исчезли и стали хуже (поставить знак
«-»).
1.Физическая сила и выносливость.
2. Умственная работоспособность.
3. Сила воли.
4. Выдержка, терпение, упорство.
5. Ум, сообразительность.
6. Память.
7. Объем знаний.
8. Внимание и наблюдательность.
9. Критичность.
10. Целеустремленность.
11. Умение планировать работу.
12.Умение организовывать свой труд.
13. умение беречь время.
14. Умение контролировать и анализировать свои поступки.
15. Умение работать самостоятельно.
16. Чуткость и отзывчивость к людям.
17. Умение помогать людям.
18. Умение подчинять свои желания интересам коллектива.
19. Умение видеть и ценить прекрасное в природе, человеке, искусстве.
20. Умение вести себя в обществе.
II. Над какими
из вышеперечисленных качеств ты собираешься работать в ближайшее время?
III. Какие
специальные способности ты открыл в себе (или сумел развить) в этом году
(способности к танцам, музыке, спорту и т.д.)?
IV. Над какими
из этих качеств ты работаешь сейчас?
V. Что бы ты
хотел пожелать себе на будущее?
Диагностика нравственных приоритетов личности учащегося
1. Методика
неоконченных предложений.
Зависть – это…
Зло – это…
Добро – это…
Ненависть – это …
Дружба – это
Совесть – это…
Честность – это…
Хитрость – это…
Порядочность – это…
Честь – это…
Надежность – это…
Если учащиеся не могут объяснить понятия, организуйте работу по их изучению.
2. Ранжирование
понятий.
Проранжируйте понятия по степени личной значимости:
семья, друзья, здоровье, отечество, обучение, успех, карьера, деньги,
благосостояние, слава, известность, способности, трудолюбие, учеба.
После того как учащиеся проранжировали понятия, учителю станет понятно, какие
проблемы нуждаются в обсуждении на классных часах.
Анкета «Мое мнение о классе»
Цель: выявление удовлетворенности
учащихся своим классом.
Учащимся предлагается прослушать утверждения и оценить степень своего согласия
с их содержанием по следующей шкале:
- 4 – совершенно согласен;
- 3 – согласен;
- 2 – трудно сказать;
- 1 – не согласен;
- 0 – совершенно не согласен.
1. Я иду в
школу с радостью.
2. В классе у меня обычно хорошее настроение, мне комфортно.
3. Мне нравится наш классный руководитель.
4. К нашим учителям можно обратиться за помощью и советом.
5. У меня есть любимый учитель.
6. У меня есть любимый предмет.
7. В классе я всегда могу свободно высказать свое мнение.
8. Я считаю, что в нашем классе и школе созданы условия для развития моих
способностей.
9. Я считаю, что школа готовит меня для самостоятельной жизни.
10. На летних каникулах я скучал по одноклассникам.
Обработка
полученных данных.
В качестве показателя удовлетворенности учащихся классной жизнью может
рассматриваться частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на
общее количество ответов. Если этот показатель больше 3, то можно сделать вывод
о высокой степени удовлетворенности, если показатель больше 2, но меньше 3 – о
средней удовлетворенности, если показатель меньше 2 – это свидетельствует о
низкой удовлетворенности учащихся классной жизнью.
Тест «Вы – лидер?»
Способны ли вы
повести окружающих за собой или зависите от других? Этот тест поможет вам
познать еще одну грань вашего характера. Главное – честно отвечать на вопросы.
1. Вы работаете
в группе над решением проблемы. Как вы будете себя чувствовать, если чья-то
идея оказалась явно лучше, чем ваша?
А) Встревожитесь
Б) Смутитесь
В) Заинтересуетесь
2. Вы работаете
в группе над внедрением идеи. Как вы оцениваете свои идеи в сравнении с идеями
других?
А) Ваши хуже
Б) Ваши лучше
В) Ваши не хуже, но и не обязательно лучше
3. Что
происходит, когда вы пытаетесь внушить что-то важное другим?
А) Вас не слушают
Б) Bас слушают, но им «слабо понять»
В) Обычно вас слушают и понимают
4. Вы затратили
на какое-то дело много времени. И вас никто до сих пор не похвалил, и вообще вы
не получили никакой отдачи. Что вы станете делать?
А) Будете обескуражены и все забросите.
Б) Оставите это дело и перейдете к другому.
В) Закончите дело, потому что считаете нужным.
5. Bас
пригласили обсудить внедрение какой-либо идеи в качестве рядового участника.
Как вы к этому отнесетесь?
А) Нормально, потому что в роли лидера в любом случае вы чувствуете себя
неудобно.
Б) Не станете участвовать, если вас не назначат главным.
В) Вы не против того, чтобы иной раз побыть рядовым участником.
6. Что
случается, когда вам не удается то, что вы пытаетесь сделать?
А) Bы бросаете дело, потому что неудачи доказывают, что вы в нем никуда не
годитесь.
Б) Вы бросаете дело, потому что другие вас не понимают.
В) вы извлекаете из неудачи урок, который помогает вам в будущем.
7. Если вы
отвечаете за выполнение группой какого-то дела, как вы будете вести его?
А) Предоставите большую часть работы остальным.
Б) Все сделаете сами, чтобы быть уверенным, что все сделано правильно.
В) Раздадите отдельные поручения всем в соответствии с интересами и навыками
каждого.
8. Что вы
чувствуете при работе с людьми, чья подготовка отличается от вашей?
А) Неловкость.
Б) Чувство своего превосходства или неполноценности.
В) Интерес и уважение к другим подходам и точкам зрения.
9. Честная
критика в ваш адрес вызывает у вас…
А) Недовольство собой.
Б) Гнев.
В) Стремление поправить дело.
10. Как вы
поступаете, если дела из-за разных помех идут не так, как вам хотелось бы?
А) Думаете о своих прошлых проблемах и о том, что было бы, если бы…
Б) Обвиняете во всем других.
В) Ищите пути для продвижения дальше.
Подсчитайте
количество ответов «А», «Б», «В».
7 или больше «А» означают, что вам, прежде чем вы станете лидером, надо
выработать уверенность в себе.
7 или больше «Б» показывают, что вам, прежде чем вы станете лидером,
надо учиться больше доверять другим.
7 или больше «В» говорят о том, что у вас, скорее всего, здравый взгляд
на себя и на других. Ваше отношение к себе и к другим позволяют вам быть
лидером.
Тест «Воспитанный(ая) ли я?»
Поставьте
против каждого высказывания знаки: «да» - «+» или «нет» - «-».
1. Если тебе приходиться
неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дома,
сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарища,
подругу)?
2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой (генеральная
уборка, ремонт), а тебя отправляют на улицу или в кино, чтобы «не крутился под
ногами»?
3. Отложи на минуту книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами.
Нет ли в комнатах вещей, которые лежат не на месте?
4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей,
бабушки и дедушки, братьев и сестер?
5. Свои нужды ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь
срочно необходима матери или отцу, и когда они собираются приобрести ее?
6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь еще какую-нибудь
работу от себя, по своей инициативе?
7. Родители угощают тебя апельсином, пирожным, конфетой. Всегда ли ты
проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?
8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино.
Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома?
9. У вас дома гости. Приходиться ли родным напоминать тебе, что надо заняться
каким-нибудь тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?
10. Стесняешься ли ты дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать
другие знаки внимания?
Если ты очень
хороший сын или прекрасная дочь, то знаки будут такие:
+ - - + + + + - - -
Тест «Вы - лидер?»
Способны ли вы повести окружающих за собой или
зависите от других? Этот тест поможет вам познать еще одну грань вашего
характера. Главное – честно отвечать на вопросы.
1. Вы работаете в группе над решением проблемы. Как
вы будете себя чувствовать, если чья-то идея оказалась явно лучше, чем ваша?
А) Встревожитесь
Б) Смутитесь
В) Заинтересуетесь
2. Вы работаете в группе над внедрением идеи. Как
вы оцениваете свои идеи в сравнении с идеями других?
А) Ваши хуже
Б) Ваши лучше
В) Ваши не хуже, но и не обязательно лучше
3. Что происходит, когда вы пытаетесь внушить
что-то важное другим?
А) Вас не слушают
Б) Bас слушают, но им «слабо понять»
В) Обычно вас слушают и понимают
4. Вы затратили на какое-то дело много времени. И
вас никто до сих пор не похвалил, и вообще вы не получили никакой отдачи. Что
вы станете делать?
А) Будете обескуражены и все забросите.
Б) Оставите это дело и перейдете к другому.
В) Закончите дело, потому что считаете нужным.
5. Bас пригласили обсудить внедрение какой-либо
идеи в качестве рядового участника. Как вы к этому отнесетесь?
А) Нормально, потому что в роли лидера в любом случае вы чувствуете себя
неудобно.
Б) Не станете участвовать, если вас не назначат главным.
В) Вы не против того, чтобы иной раз побыть рядовым участником.
6. Что случается, когда вам не удается то, что вы
пытаетесь сделать?
А) Bы бросаете дело, потому что неудачи доказывают, что вы в нем никуда не
годитесь.
Б) Вы бросаете дело, потому что другие вас не понимают.
В) вы извлекаете из неудачи урок, который помогает вам в будущем.
7. Если вы отвечаете за выполнение группой
какого-то дела, как вы будете вести его?
А) Предоставите большую часть работы остальным.
Б) Все сделаете сами, чтобы быть уверенным, что все сделано правильно.
В) Раздадите отдельные поручения всем в соответствии с интересами и навыками
каждого.
8. Что вы чувствуете при работе с людьми, чья
подготовка отличается от вашей?
А) Неловкость.
Б) Чувство своего превосходства или неполноценности.
В) Интерес и уважение к другим подходам и точкам зрения.
9. Честная критика в ваш адрес вызывает у вас…
А) Недовольство собой.
Б) Гнев.
В) Стремление поправить дело.
10. Как вы поступаете, если дела из-за разных помех
идут не так, как вам хотелось бы?
А) Думаете о своих прошлых проблемах и о том, что было бы, если бы…
Б) Обвиняете во всем других.
В) Ищите пути для продвижения дальше.
Подсчитайте количество ответов
«А», «Б», «В».
7 или больше «А» означают, что вам, прежде чем вы станете лидером, надо
выработать уверенность в себе.
7 или больше «Б» показывают, что вам, прежде чем вы станете лидером,
надо учиться больше доверять другим.
7 или больше «В» говорят о том, что у вас, скорее всего, здравый взгляд
на себя и на других. Ваше отношение к себе и к другим позволяют вам быть
лидером.
Тест,
помогающий учащимся оценить уровень своего физического развития
Ответь честно самому себе (ответы даны в баллах):
1. Соблюдаю ли я режим дня?
да – 3, нет – 1.
2. Делаю ли я утреннюю зарядку?
да – 3, нет – 1.
3. С удовольствием ли я хожу на уроки физкультуры?
да – 3, нет – 1.
4. Занимаюсь ли я физическим трудом?
да – 3, нет – 1.
5. Bызывает ли у меня отвращение табачный дым?
да – 3, нет – 1.
6. Могу ли я несколько раз подтянуться на перекладине (отжаться от пола)?
да – 3, нет – 1.
7. Люблю ли я свежий воздух?
да – 3, нет – 1.
8. Считаю ли я алкоголь вредным веществом?
да – 3, нет – 1.
9. Умею ли я плавать?
да – 3, нет – 1.
Подсчитайте набранные баллы и по их сумме
определите, на какой ступени физического развития вы находитесь: 9-13 баллов –
низкая, 14-19 баллов – средняя, 20-27 баллов – высокая.