Алгоритмы формирующие учебные навыки.
План - это краткая программа какого-нибудь изложения; тематически записанные коротко сформулированные мысли-заголовки.
Алгоритм составления простого плана.
1. Прочитайте текст (представьте мысленно весь материал).
2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
З. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именамисуществительными.
4.Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
5.3апишите план.
Запомните требования к плану.
а) план должен полностью охватывать содержание текста (темы).
б) в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.
Алгоритм составления сложного плана или плана - конспекта.
1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.
2.Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана). Выделяя название пункта другой пастой или подчёркиванием
З.Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и тоже озаглавьте (подпункты плана).
4.Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
Тезис - это положения, кратко излагающие какую-либо идею или одну из основных мыслей лекции, доклада, книги. Основные мысли выражены в форме утверждения или отрицания. В каждом тезисе заключена одна мысль. Тезисы помогают хранить в памяти информацию и являются основой для выступления.
Алгоритм составления тезисов.
1.В каждом абзаце текста выделите ключевые слова, несущие смысловую нагрузку.
2.Опираясь на выделенные слова, составьте предложение. В нем и будет содержаться основная идея абзаца.
3. Классифицируйте основные идеи и кратко сформулируйте то, что они передают.
Конспект - это краткое последовательное изложение содержания статьи, книги, лекции. Конспект, в отличие от тезисов, воспроизводит не только мысли оригинала, но и связь между ними.
Алгоритм составления конспекта.
1. Подготовься к выполнению задачи: раздели развернутый лист тетради на две неравные части – слева будет записываться план, справа конспект.
2. Прочитай текст целиком.
3. Выдели в нем логически законченные части. (Помни, что каждая часть не обязательно состоит из одного абзаца).
4. Сформулируй кратко главную мысль каждой части в виде заголовка; выпиши все заголовки (пункты плана) на левой стороне листа (нумеруя их римскими цифрами).
5. В каждой части выдели факты, цифры, выводы, уточняющие главную мысль.
Кратко перескажи главную мысль, а если это трудно, процитируй текст источника, заключая его в кавычки. Основные положения конспекта выписывай на правой стороне листа – против соответствующих заголовков (нумеруя арабскими цифрами).
6.Проверь сделанную работу. Если нужно, исправь, уточни заголовки.
Алгоритм описание учебной картины (иллюстрации)
I: Определите основной замысел картины.
2.Какие основные персонажи и их действия раскрывают (доказывают) этот замысел?
З.Какие дополнительные средства (цвет, композиция, передний - задний план, второстепенные сюжеты или персонажи и т.д.) использованы в целях раскрытия главной мысли?
4.Какое общее впечатление произвела на вас данная картина?
Алгоритм решения творческих задач
1.Внимательно прочитай условие задачи и вопрос к ней.
2.Выдели из текста задачи, что дано (географический объект, исторический
объект, исторический деятель, дата, исторический факт).
3.Начни обдумывать эти данные (слово за словом, строку за строкой) и
определи, что они делают для ответа на вопрос.
4.Подумай, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не
помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.
5.Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомни, что ты знаешь по теме задачи, и подумай, что из этих знаний может помочь решению.
6. Обязательно докажи свое решение.
7. Проверь, является ли твое решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли твой ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи.
Алгоритм работы с историческими источниками.
1.Сформулируйте общее представление о документе. Выясните название, автора и дату написания документа.
2.Определите причины побудившие написать этот документ. Выясните, с каким
историческим событием связано его появление.
3.Внимательно прочитай текст документа, выдели непонятные места, сними
неясности и пользуя словари и справочную литературу.
4.Разделите текст на смысловые части. Выясните основные мысли документа,
составьте структурный план и подготовьте тезисы или конспект. Оформите
соответствующие записи в тетради.
5.Сделайте сообщение перед классом. Умейте ответить на вопросы учителя.
Алгоритмы приобретения знаний.
Алгоритм описания жизни и деятельности исторической личности (персоналии):
1.Годы жизни или (и) правления.
2.Этапы жизни и деятельности (краткая биография),
3.Основные действия, взгляды, решаемые проблемы.
4.Предшественники и последователи; положения, которые показывают сходство и различие взглядов
нескольких исторических лиц.
5.Историческое значение данной личности.
*Этот алгоритм можно применять в 5-8 классах, так как он более понятен для учащихся среднего звена.
Алгоритм описания жизни и деятельности исторической личности (персоналии):
*Этот алгоритм можно применять в 9-11 классах, так как он более сложный, чем первый.
1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности
2.3адачи, которые стремится решить исторический деятель?
З.Интересы, какого класса выражает исторический деятель?
4.3начение его личных качеств.
5.Оценка результатов деятельности исторической личности.
Алгоритм изучения цивилизации
1.Природно - географические условия существования.
2.Особенности социально-экономического развития.
З.Особенности духовного развития (религия, уровень образования, науки и культуры, черты общественного сознания).
4. Нравственные ценности, нормы поведения.
5.Вклад в развитие мирового сообщества (собственная точка зрения).
Алгоритм изучения войн.
1.Причины и характер войны: основные противоречия, приведшие к войне: подготовка к войне, соотношение сил, планы сторон.
2.Ход войны (основные этапы): повод к войне и ее начало: основные этапы и главные сражения: окончание войны, условия мира, итоги.
З.Значение войны. Экономические, социальные, политические и другие последствия войны
Алгоритм изучения революций.
I. Причины и задачи революции.
2.Поводреволюции (ест есть).
З. Движущие силы революции.
4.Ход революции, ее этапы.
5.Характер революции.
6.Итоги и значение революции.
Алгоритм изучения крестьянских восстаний.
1. Причины восстания.
2.Движущие силы восстания.
З.Цели и требования восставших,
4.Районы восстания.
5.Ход восстания, его основные этапы.
6.Причины поражения.
7. Итоги восстания и его значение.
Алгоритм изучения общественного строя
1. Тип и форма государственной власти.
2.Уровепъ развития производительных сил.
3.Взаимоотношение личности и общества.
4. Развитость демократических институтов.
5.Наличие антагонистических классов и борьба между ними.
6.Внешняя и внутренняя политика.
7.Уровень развития пауки, культуры, распространение образования.
Алгоритм изучения отношений между классами
1. Положение класса эксплуататоров: какой собственностью владели? чем занимались? кого и каким образом эксплуатировали?
2.Положение класса эксплуатируемых: чем владели или пользовались? в какой мере были свободны? на кого работали?
3.Какие способы эксплуатации были главными.
Алгоритм изучения государственного строя.
1.Интересы, какого класса защищало государство?
2.Каковы были его задачи.
3.Какой была форма правления?
4.Каким было устройство государства? Назовите государственные органы в центре и на местах.
5.Какие перемены по сравнению с более ранним периодом произошли в устройстве государства? чем они были вызваны.
Алгоритм анализа явлений общественной жизни
1Какими причинами вызвано изучаемое явление? Как оно повлияло на дальнейший ход событий?
2Каковы основные черты явления и его особенности в данных исторических условиях?
З.Как изучаемое явление связано с другими явлениями, которые оказывали на него существенное влияние?
4.Было ли это явление неизбежным? Могло ли оно не произойти в сложившихся условиях?
5.Какое историческое явление однотипно с данным? В чем их сходство и различие?
6.Какие известные вам закономерности проявились в изучаемом вами явлении?